- I. Общие требования к организации деятельности по основной образовательной программе начального общего образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты образовательных программ, разработанных образовательными организациями, должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ (273- ФЗ).
При этом согласно нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», разработка и утверждение образовательной программы, организационный раздел которой включает календарный график и учебный план, относится к компетенции образовательной организации (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28).
В 2024-2025 учебном году разработка основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) осуществляется в соответствии со следующими основными федеральными нормативными и методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955).
- Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования».
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»[1].
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила…»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
- Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko.
- Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях».
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
- Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.).
- Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой).
- Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
- Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минросвещения России от 21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников».
- Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 22.05.2023 № 03-870 «Ответы на типичные вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, о введении ФООП».
Срок обучения по ООП НОО составляет не более четырех лет.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок обучения может быть сокращен (п. 17 ФГОС НОО).
Все планы, являющиеся частью ООП образовательной организации и представленные в организационном разделе, могут корректироваться в течение учебного года в связи с происходящими в работе образовательной организации изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми и т. п. Все вносимые изменения рассматриваются уполномоченным органом образовательной организации (в соответствии с её Уставом) и утверждаются приказами руководителя образовательной организации.
- II. Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО в 2024-2025 учебном году
Реализация обновленного ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, осуществляется в общеобразовательных организациях Томской области с 1 сентября 2022 г. в 1 — 4 классах.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам начального общего образования применяется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023.
При организации деятельности обучающихся с ОВЗ организация разрабатывает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (одну или несколько) в соответствии с вышеуказанным ФГОС и федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования.
Согласно ч.6.3. ст.6 273-ФЗ (с учетом Федерального закона от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), при разработке основной образовательной программы НОО общеобразовательные организации предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» и «Труд (технология)».
Общеобразовательная организация, руководствуясь 273-ФЗ, имеет возможность:
- непосредственно применять при реализации основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), не входящие в перечень ч.6.3. ст. 273-ФЗ. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается (ч. 6.4 ст.12 ФЗ);
- реализовывать основные общеобразовательные программы, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 3 ст.13);
- использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. (ч. 2 ст.13) в соответствии с правилами, определенным Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса»;
- определять содержание образования, осуществлять выбор образовательных технологий, а также выбор учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Федеральным законом (ст.28);
- применять форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ч. 3 ст.13);
- использовать ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости — ресурсы иных организаций (научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе) в сетевой форме (ч. 1 ст. 15);
- разрабатывать разные учебные планы в отношении различных классов, в том числе, в одной параллели;
- разрабатывать индивидуальные учебные планы и распределять объем нагрузки в зависимости от продолжительности обучения, числа учебных недель в году.
Образовательная деятельность может быть основана на делении обучающихся на две и более группы и различное построение образовательного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающих изучение родного языка в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык, государственный язык республик Российской Федерации, иностранный язык, а также углубленное изучение отдельных предметных областей или учебных предметов (далее — дифференциация обучения) (п. 20 ФГОС НОО).
Организационные мероприятия по формированию учебного плана общеобразовательной организации должны включать: анализ и оценку ресурсного обеспечения общеобразовательной организации (наличия квалифицированных кадров, материально-технической базы, учебно-методического обеспечения и т.д.); учет запроса обучающихся и их родителей (законных представителей) на получение углубленного образования по отдельным предметам или обучения по индивидуальным учебным планам; запрос на изучение родного языка (чтения на родном языке) выбор родителей/законных представителей курсов ОРКиСЭ и курсов внеурочной деятельности.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):
Предметные области | Учебные предметы (учебные модули) |
Русский язык и литературное чтение | Русский язык,
Литературное чтение |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке |
Иностранный язык | Иностранный язык |
Математика и информатика | Математика |
Обществознание и естествознание («Окружающий мир») | Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: «Основы православной культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской культуры»; учебный модуль: «Основы исламской культуры»; учебный модуль: «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль: «Основы светской этики» |
Искусство | Изобразительное искусство, Музыка |
Технология | Труд (технология) |
Физическая культура | Физическая культура |
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
При организации образовательного процесса общеобразовательная организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы начального общего образования, на каждого обучающегося по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранные языки, а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы начального общего образования, на каждого обучающегося по иным учебным предметам (дисциплинам, курсам), входящим как в обязательную часть учебного плана указанной программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений (п.36 ФГОС НОО).
III. Требования к разработке учебных планов
Разработка учебного плана, календарного учебного графика, плана внеурочной деятельности общеобразовательными организациями осуществляется в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО. Для методической поддержки общеобразовательных организаций на сайте «Единое содержание образования» разработан федеральный сервис «Конструктор учебных планов» (https://edsoo.ru/Konstruktor_uchebnih_pla.htm), доступны шаблоны учебных планов всех уровней общего образования. Для входа в личный кабинет ОО в «Конструкторе учебных планов» актуальны прежние логин и пароль. В случае их отсутствия можно обратиться в службу технической поддержки сервиса или к региональному координатору реализации ФГОС по электронному адресу:
Обучающий вебинар по работе в Конструкторе учебных планов см.: https://vk.com/video-215962627_456239071.
- Учебный план НОО (в соответствии с ФОП НОО):
Учебный план образовательных организаций, реализующих ООП НОО (далее — учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, модулей, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на родном (нерусском) языке, возможность его изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение родных языков, по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно ФГОС НОО, объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, — 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое).
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы).
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Из пяти вариантов федерального учебного плана, представленных в ФОП НОО для уровня начального образования, в образовательных организациях Томской области могут быть реализованы следующие варианты:
— для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная и 6-дневная учебная неделя), варианты 1 и 2;
— для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском или родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (5-дневная учебная неделя), вариант 3;
— для образовательных организаций, в которых образование ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации (6-дневная учебная неделя), вариант 4;
Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная и 6-дневная учебная неделя), варианты 1 и 2:
Вариант 1
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя) |
||||||
Предметные области | Учебные предметы/классы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |
Иностранный язык | Иностранный язык | — | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | — | — | — | 1 | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Труд (технология) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 23 | 87 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | |
Учебные недели | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Всего часов | 693 | 782 | 782 | 782 | 3039 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 |
Вариант 2
Федеральный учебный план начального общего образования
(1 кл. — 5-дневная учебная неделя, 2 — 4 кл. — 6-дневная учебная неделя) |
||||||
Предметные области | Учебные предметы/классы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 19 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |
Иностранный язык | Иностранный язык | — | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | — | — | — | 1 | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Труд (технология) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Итого: | 21 | 23 | 24 | 24 | 91 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 0 | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Учебные недели | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Всего часов | 693 | 884 | 884 | 884 | 3345 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами | 21 | 26 | 26 | 26 | 99 |
Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском или родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (5-дневная учебная неделя), вариант 3:
Вариант 3
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением на родном языке) |
||||||
Предметные области | Учебные предметы/классы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Литературное чтение | ||||||
Иностранный язык | Иностранный язык | — | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | — | — | — | 1 | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Труд (технология) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Учебные недели | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Всего часов | 693 | 782 | 782 | 782 | 3039 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 |
Для образовательных организаций, в которых образование ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации (6-дневная учебная неделя), вариант 4:
Вариант 4
Федеральный учебный план начального общего образования
(1 кл. — 5-дневная учебная неделя, 2 — 4 кл. — 6-дневная учебная неделя с изучением родного языка) |
||||||
Предметные области | Учебные предметы/классы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Литературное чтение на родном языке | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Иностранный язык | Иностранный язык | — | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | — | — | — | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Труд (технология) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 21 | 24 | 24 | 25 | 94 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 0 | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Учебные недели | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Всего часов | 693 | 884 | 884 | 884 | 3345 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами | 21 | 26 | 26 | 26 | 99 |
При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1 — 4 классы), и по иностранному языку (2 — 4 классы) осуществляется деление классов на две и более группы. При проведении учебных занятий в малокомплектных организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 минут (сентябрь — декабрь), 40 минут (январь — май);
в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ — 40 минут;
в 2 — 4 классах — 40 — 45 минут (по решению образовательной организации).
Также при определении аудиторной нагрузки обучающихся общеобразовательных организаций в недельном учебном плане рекомендуем учитывать следующие рекомендации Министерства просвещения РФ (письмо Минпросвещения России от 17.12.2021 N03-2161 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для обучающихся начального общего образования, Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для обучающихся начального общего образования)»:
Показатель | Класс | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Смена обучения | Только 1-я смена | |||
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) при 6-ти дневной неделе | — | 26 | 26 | 26 |
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) при 5-ти дневной неделе | 21 | 23 | 23 | 23 |
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) | 10 | 10 | 10 | 10 |
Объем максимально допустимой аудиторной нагрузки в течение дня (в академических часах) | Не более 4 уроков | не более 5 уроков | не более 5 уроков | не более 5 уроков |
Общий объем нагрузки в течение дня (в академических часах) | 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры | 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры | 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры | 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры |
Дневное расписание уроков (трудность предметов) | основные предметы проводятся на 2 — 3-х уроках | основные предметы проводятся на 2 — 3-х уроках | основные предметы проводятся на 2 — 3-х уроках | основные предметы проводятся на 2 — 3-х уроках |
Недельное расписание уроков (трудность предметов) | Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. В расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. | |||
Чередование разных видов деятельности | Основные предметы (математика, русский и иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры |
Федеральный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
план комплектования классов.
При реализации 1, 3, 4 вариантов федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организации (Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости).
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час — для 1 класса, 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
- План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
При планировании внеурочной деятельности на уровне начального образования необходимо руководствоваться рекомендациями, содержащимися в федеральной образовательной программе (организационный раздел, план внеурочной деятельности), а также использовать Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 ТВ-1290/03), которые особо подчеркивают, что план внеурочной деятельности – часть ООП, и обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность.
Также обращаем ваше внимание, что Институт стратегии развития образования разработал серию материалов и рабочих программ по реализации внеурочной деятельности, которые можно использовать при планировании внеурочной деятельности: https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность на уровне начального образования организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства, принципа преемственности всех уровней образования рекомендуется:
1 час в неделю отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе (рабочая программа курса, разрабатывемая Институтом стратегии развития образования на учебный год, размещается на сайте Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ ).
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
- Рекомендации по организации образовательного процесса и оптимизации учебной нагрузки
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, в том числе в отношении начала и окончания учебных занятий, продолжительности занятий и внеурочной деятельности, перемен, выполнения домашних заданий, объема дневной и недельной суммарной образовательной нагрузки.
Суммарная образовательная нагрузка включает урочную и внеурочную деятельность, домашние задания, образовательную нагрузку при получении дополнительного образования, а также самостоятельные занятия.
Организацию образовательного процесса рекомендуется строить с учетом физиологических принципов динамики умственной работоспособности обучающихся (см. приложение 1к «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации МР 2.4.0331-23»).
Гигиенически рациональная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не приводит к сильным и выраженным формам утомления.
Построение урока рекомендуется организовывать с учетом физиологических особенностей ребенка и распределять по интенсивности умственной деятельности на три этапа, различающиеся по продолжительности, объему нагрузки и видам деятельности:
— период врабатывания (начало урока, учебной недели, после каникулярного отдыха), когда снижена продуктивность учебной деятельности. В период врабатывания рекомендуется проводить подготовительную часть урока продолжительностью 7 — 10 минут, во время которых выполняются упражнения, направленные на достижение врабатывания организма обучающихся к основной части урока. Подготовительная часть урока может включать проверку домашних заданий, повторение ранее пройденного материала;
— период наиболее высокой умственной работоспособности (середина урока), когда рекомендуется излагать новый материал, проводить контрольные и проверочные работы. Данный период — основная часть урока продолжительностью около 25 — 30 минут;
— период утомления, в который проявляются начальные признаки утомления (частое отвлечение, двигательное беспокойство, рассеянность внимания). В данный период рекомендуется проводить заключительную часть урока продолжительностью 5 — 7 минут.
Обучающиеся в классе могут отличаться по темпу усвоения знаний, способностям, по умственной работоспособности, утомляемости и продолжительности восстановления умственной работоспособности. Продолжительность отдельных периодов умственной работоспособности у разных обучающихся может зависеть от:
— возраста — чем младше ребенок, тем продолжительнее период врабатывания, короче период оптимальной умственной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление (например, у детей 6 — 7 лет снижение умственной работоспособности начинается с 20 минуты работы, с 8 лет период устойчивой умственной работоспособности удлиняется, а спад умственной работоспособности начинается с 30 минуты);
— состояния здоровья — у детей с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих может отмечаться низкая и неустойчивая умственная работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления;
— функциональной зрелости организма, соответствия условий и требований учебной работы функциональным возможностям ребенка, так как функциональная зрелость мозга определяет возможности ребенка к организации произвольной деятельности и внимания, продолжительность врабатывания и эффективность обучения.
Для профилактики переутомления и благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к процессу обучения организацию учебной деятельности рекомендуется проводить с:
— постепенным увеличением продолжительности урока с 35 минут до 40 минут и недельной образовательной нагрузки с 3-х до 4-х уроков в день в течение первого полугодия;
— организацией дневного сна в режиме дня;
— дополнительными недельными каникулами в течение года.
Для обучающихся 1-4-х классов сдваивание уроков по одному учебному предмету не проводят, за исключением физической культуры по лыжной подготовке или плаванию.
При сокращении срока получения начального общего образования до 3-х лет для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к максимальной дневной и недельной образовательной нагрузке рекомендуется равномерное ее распределение. Рекомендуется исключать освоение ООП двух лет за 1 год обучения (например, освоение образовательной программы 1-го и 2-го классов за 1-й год обучения).
Нормативный срок освоения ООП начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
В режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности (см. приложение 2 к «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации МР 2.4.0331-23»).
В середине занятия рекомендуется 2-х минутный перерыв для проведения комплекса физических упражнений.
Для восстановления функционального состояния организма обучающихся после урока организуются перемены.
Во время перемен рекомендуется использовать оборудование для активного отдыха («активные рекреации»), организовывать подвижные игры, в том числе на свежем воздухе.
Продолжительность перемен рекомендуется устанавливать с учетом наличия условий для активного отдыха обучающихся, пропускной способности школьной столовой, но не менее нормативов, определенных санитарно- эпидемиологическими требованиями.
При подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню рекомендуется учитывать суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Для оптимизации продолжительности выполнения домашних заданий рекомендуется учитывать дидактические характеристики к структуре и организации домашней работы, способствующие здоровьесбережению обучающихся: предварительное обучение обучающихся правилам выполнения домашних заданий (оптимальным приемам умственной деятельности), отслеживание времени на их выполнение: минимизация заданий или полная их отмена при перегрузке обучающихся, после проведения контрольных и проверочных работ, в выходные дни, каникулы; учет педагогом наличия заданий одновременно по другим общеобразовательным предметам; использование педагогами индивидуальных заданий для обучающихся с учетом их уровня знаний, интересов; практика межпредметных домашних заданий.
Дополнительные занятия и (или) занятия по внеурочной деятельности, общественно полезный труд рекомендуется планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Рекомендуемая продолжительность дополнительных занятий и занятий внеурочной деятельностью статической направленности составляет 1 — 2 часа с учетом дневной суммарной образовательной нагрузки; общественно полезным трудом — 45 минут для обучающихся 1 — 4 классов. В план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в образовательной организации рекомендуется включать мониторинг суммарной образовательной нагрузки (урочная и внеурочная деятельность, выполнение домашних заданий, обучение по дополнительным образовательным программам) с целью возможности оперативной ее коррекции, в том числе за счет изменения расписания занятий.
Обучающимся, которые не справляются с обязательной образовательной нагрузкой, рекомендуется сократить (или временно исключить) внеурочную нагрузку (вариативная часть) и нагрузку по дополнительному образованию.
[1] Ожидаем изменения в ФОП НОО в связи с изменением ФРП по учебному предмету «Труд (технология)»